ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Русский язык и
литературное чтение

Рабочие программы учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» на уровне начального
общего образования составлены на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы
начального общего образования, а также ориентированы на целевые приоритеты,
сформулированные в Программе воспитания.



Русский язык
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами русского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего образования.
1 класс
Содержание обучения
  1. Начальным этапом изучения русского языка и учебного предмета "Литературное чтение" в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте": обучение письму идет параллельно с обучением чтению. На учебный курс "Обучение грамоте" отводится 7 часов в неделю в период сентября-октября (8 учебных недель) и 9 часов в последующие 12 учебных недель.
  2. Систематический курс.
  3. Изучение русского языка в 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

К концу обучения обучающийся научится:

  1. различать слово и предложение; выделять слова из предложений; выделять звуки из слова;
  2. различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й'] и гласный звук [и]); различать ударные и безударные гласные звуки; различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
  3. определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
  4. правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
  5. применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения; прописная буква в начале предложения и в именах собственных; перенос слов по слогам;
  6. правильно списывать слова и предложения;
  7. писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов;
  8. читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
  9. устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
2 класс
Содержание обучения
  1. Общие сведения о языке.
  2. Фонетика и графика.
  3. Орфоэпия.
  4. Лексика.
  5. Морфология.
  6. Синтаксис.
  7. Орфография и пунктуация.
  8. Развитие речи.
  9. Изучение русского языка во 2 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

К концу обучения обучающийся научится:

  • осознавать язык как основное средство общения;
  • характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твердости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
  • определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
  • находить однокоренные слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание;
  • распознавать слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"; распознавать слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?";
  • применять изученные правила правописания; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие
  • прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 50 слов; писать под диктовку слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания;
  • составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
  • составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
  • писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов;
3 класс
Содержание обучения
  1. Сведения о русском языке.
  2. Фонетика и графика.
  3. Орфоэпия.
  4. Лексика.
  5. Морфология.
  6. Синтаксис.
  7. Орфография и пунктуация.
  8. Развитие речи.
  9. Изучение русского языка в 3 классе способствует работе над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
К концу обучения обучающийся научится:

  • объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
  • распознавать имена существительные; распознавать имена прилагательные; распознавать глаголы; распознавать личные местоимения (в начальной форме);
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
  • различать предлоги и приставки;
  • правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов; писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;
4 класс
Содержание обучения
  1. Сведения о русском языке.
  2. Фонетика и графика.
  3. Орфоэпия.
  4. Лексика.
  5. Морфология.
  6. Синтаксис.
  7. Орфография и пунктуация.
  8. Развитие речи.
  9. Изучение русского языка в 4 классе способствует работе над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
К концу обучения обучающийся научится:

  • осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • проводить звуко-буквенный разбор слов;
  • подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
  • проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
  • определять грамматические признаки имен существительных; определять грамматические признаки имен прилагательных; устанавливать неопределенную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов;
  • распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения си однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
  • производить синтаксический разбор простого предложения;
  • правильно списывать тексты объемом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания;
  • создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения;
  • осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
  • писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
Литературное чтение
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учетом возрастных особенностей обучающихся.
1 класс
Содержание обучения
  1. Сказка фольклорная и литературная. Фольклорная и литературная сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной и литературной сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
  2. Произведения о детях. Понятие "тема произведения": чему посвящено, о чем рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея. Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение. Характеристика героя произведения, общая оценка поступков.
  3. Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о природе. Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Роль интонации при выразительном чтении.
  4. Устное народное творчество. Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение.
  5. Произведения о братьях наших меньших. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным.
  6. Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений маме. Чувство любви как привязанность одного человека к другому проявление любви и заботы о родных людях.
  7. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира

К концу обучения обучающийся научится:

  1. понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях
  2. владеть техникой слогового плавного чтения;
  3. читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм;
  4. различать прозаическую и стихотворную речь; различать отдельные жанры фольклора и художественной литературы
  5. пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий;
  6. правильно списывать слова и предложения;
  7. писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов;
  8. читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
  9. устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
2 класс
Содержание обучения
  1. О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине. Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству.
  2. Произведения малых жанров фольклора. Шуточные фольклорные произведения, скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Народные песни, их особенности. Сказка- выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок.
  3. О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.
  4. О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).
  5. О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях. Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищенность в семье.

К концу обучения обучающийся научится:

  1. читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту.
  2. различать прозаическую и стихотворную речь;
  3. различать отдельные жанры фольклора и художественной литературы;
  4. описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий;
  5. пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
  6. писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов;
  7. читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
  8. устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
3 класс
Содержание обучения
  1. О Родине и ее истории. Любовь к Родине и ее история важные темы произведений литературы. Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине
  2. Фольклор.
  3. Творчество А.С. Пушкина.
  4. Творчество И.А. Крылова.
  5. Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX - XX веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора.
  6. Творчество Л.Н. Толстого.
  7. Литературная сказка русских писателей.
  8. Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь.
  9. Произведения о детях. Дети - герои произведений: раскрытие тем "Разные детские судьбы", "Дети на войне".
  10. Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета.
  11. Библиографическая культура.

К концу обучения обучающийся научится:

  1. отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы
  2. читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту
  3. читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
  4. различать художественные произведения и познавательные тексты;
  5. владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
  6. писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов;
  7. читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
  8. устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
  9. владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
  10. участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
4 класс
Содержание обучения
  1. Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков. Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы.
  2. Фольклор. Фольклор как народная духовная культура. Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый. Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора. Собиратели фольклора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме ("бродячие" сюжеты).
  3. Творчество А.С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Произведения для чтения: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Няне", "Осень" (отрывки), "Зимняя дорога" и другие.
  4. Творчество И.А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Произведения для чтения: Крылов И.А. "Стрекоза и муравей", "Квартет", И.И. Хемницер "Стрекоза", Л.Н. Толстой "Стрекоза и муравьи" и другие.
  5. Творчество М.Ю. Лермонтова. Метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов "Утес", "Парус", "Москва, Москва!...Люблю тебя как сын..." и другие.
  6. Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. Произведения для чтения: П.П. Бажов "Серебряное копытце", П.П. Ершов "Конек-Горбунок", С.Т. Аксаков "Аленький цветочек" и другие.
  7. Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX - XX веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.
  8. Творчество Л.Н. Толстого. Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой "Детство" (отдельные главы), "Русак", "Черепаха" и другие (по выбору).
  9. Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы как тема произведений литературы.
  10. Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками: А.П. Чехова, Б.С. Житкова, Н.Г. Гарина-Михайловского, В.В. Крапивина и других.
  11. Пьеса. Знакомство с новым жанром пьесой-сказкой. Пьеса - произведение литературы и театрального искусства. Пьеса как жанр драматического произведения.
  12. Юмористические произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре. Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский "Денискины рассказы", Н.Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома" (отдельные главы) и другие.

К концу обучения обучающийся научится:

  1. осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека;
  2. читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов и доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту;
  3. читать наизусть не менее 5 стихотворений;
  4. различать прозаическую и стихотворную речь; понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного произведения;
  5. характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев;
  6. находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
  7. участвовать в обсуждении прослушанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка;
  8. составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
© 2024 АНОО "ШКОЛА АЛЬФА"
Все права защищены
Информация на сайте не является
публичной офертой.
Поступление в школу
Made on
Tilda