·рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
·проводить несложные астрономические наблюдения;
·изготавливать модели планет и созвездий;
·использовать глобус и карту для получения информации о Земле;
·приводить примеры исторических источников, соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту;
·анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения;
·приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
·использовать разные источники информации для подготовки сообщений
·находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России;
·объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
·приводить примеры растений и животных разных природных зон, пользоваться атласом-определителем;
·выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
·оценивать деятельность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы;
·использовать разные источники информации для подготовки сообщений о природе России.
·находить и показывать свой край на карте, давать характеристику своего края по плану;
·различать и описывать изученные природные объекты своего края;
·давать характеристику природного сообщества по плану;
·пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
·выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
·оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
·различать отрасли растениеводства и животноводства;
·использовать краеведческую литературу для получения сведений о своём крае и подготовки сообщений.
·различать и сравнивать источники информации о прошлом;
·распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;
·показывать с помощью глобуса, как человек открывал планету Земля;
·описывать по иллюстрациям некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
·составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории.
·оказывать на карте границы, территорию, столицу, города России в разные периоды истории, места некоторых важных событий;
·рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях;
·соотносить даты и события; определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
·составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
·описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
·называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
·находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
·понимать важную роль России в мировой истории.
·показывать на карте границу, территорию, столицу, города современной России;
·объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный среди них — Конституция Российской Федерации защищают наши права;
·понимать, в чём состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
·раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран;
·рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны;
·узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности;
·рассказывать о традициях и праздниках народов страны;
·осознавать связь современной России с её историей.